Какой
секрет у зайца?
Ирина
СВЕРДЛОВА, г. Ростов-на-Дону
Дети, которые не очень любят рисовать, и те, у которых не сложились отношения с красками,
наверняка
заинтересуются необычным листом бумаги с легкими ворсинками. Приятная на
ощупь бархатная бумага вызывает
желание прикоснуться: руками, карандашом, мелком. Любой, даже самый прозрачный цвет, на бархате кажется
глубоким и насыщенным,
зовущим в страну бесконечной фантазии.
Одна из основных целей предлагаемого занятия — повысить интерес детей старшей подготовительной группы к изобразительной деятельности через освоение новой техники рисования.
Столы, кроме нескольких, сдвинуты в один большой, в центре — разного цвета и формата бархатная бумага, мелки — восковые, пастельные и обычные. Детям
предлагается выбрать формат и цвет бумаги, удобное место. Есть в группе и несколько мольбертов, хотя дети старшей группы не особенно стремятся их занять.
Обычно ребята усаживаются по группам, дружескими парами.
Как я и думала, Надя (она лидер группы)
выбрала большой красный квадрат, Лиза
— просторный розовый лист. Данил выбрал черный (гиперактивный, капризный, порой агрессивный мальчик). А вот Дима подобрал для себя узкую желтую полоску. Он всегда говорит, что не любит рисовать вообще.
Дети восхищенно вертят в руках выбранные листы. Неужели
на них разрешено рисовать? Да. Эффект бархатного листа работает безотказно: это
все равно, что получить возможность
порисовать на спинке шикарного дивана.
Однако сладкое чувство предвкушения и решительность действовать не всегда соседствуют друг с другом. В группе есть дети, которые тут же, не слыша задания, кинутся рисовать что попало, а есть те, у которых отсутствуют навыки и предметного рисования, и линейного
рисунка. А тут еще бумага необычная...
— Ребята, ваши папы и мамы умеют рисовать?
А вообще взрослые часто рисуют?
Наверное, они стесняются это делать. Кто-то хотел бы, да нет у него карандашей и красок, кто-то думает, что он не умеет, а кто-то боится, что не получится.
Как мы можем помочь таким несмелым людям?
— Можно сказать: «Не бойся, все получится!»
- Подарим ему наши карандаши, пусть тренируется.
— Скажем: «Если не получится, возьми другой лист и все начни сначала».
Убеждая кого-то (пусть и воображаемого) быть посмелее, дети как правило, сами раскрепощаются, входят в творческое, креативное настроение, легче включаются в работу.
— А почему нет одинаковых рисунков? Потому что каждый человек видит мир по-своему. Все, что бы вы ни нарисовали, будет
правильным и красивым.
Сегодня мы будем рисовать себя. Только представьте, что вы родились не людьми, а зверятами, рыбками или птицами. Какими бы вы были? Как бы вас звали, какой бы у вас был характер? Не спешите, подумайте. Может, кому-то надоело быть громким? Надя, ты хочешь стать маленькой-маленькой мышкой? А большим цветным
попугаем?
Почти все зверята мохнатые и пушистые, поэтому бумага, на которой мы будем сегодня рисовать, тоже будет непростой. Это бархатная бумага. Потрогайте ее, какая она?
- Мягкая, теплая, тяжелая.
- И пахнет...
Ребята аккуратней обычного начинают пробовать мелки. Я объясняю, что если нужна тонкая четкая линия, можно взять
восковой карандаш, он создаст нужный контур.
А если хочется провести мягкую, широкую линию, можно смело пользоваться мелками.
Почти
все сразу придумывают себе образы зверят, некоторые начинают рисовать неведомых, сказочных
персонажей. Первой объявила свои намерения нарисовать киску Надя.
Девочки, собравшиеся вокруг нее, один в один повторяют ее рисунок. Рисуя, ребята вслух проговаривают, рассказывают друг другу, где живет их зверь, откуда у него растет хвост, какая шерстка, острые ли зубы. Но некоторые не решаются начать.
— Я не умею рисовать корову, зайца, лошадь...
Такие заявления бывают почти на каждом занятии.
Приходится помогать, но лучше убедить ребенка , чтобы он рисовал так, как получится. Всегда помогает мне кукла Маша. То, что дети
не станут слушать из моих уст, из уст Маши
воспринимается быстро и с
удовольствием. Маша рассказывает,
что у нее тоже не получалось рисовать
так, как бы ей хотелось, но она снова и снова пыталась повторить, и вот... (показываю лучшие детские работы прошлого года). Напоминаю, что любое туловище похоже на такую фигуру, как овал или круг, шея походит на обычный треугольник и т.д.
— Ребята, а знаете ли вы, что у каждого зверя есть свой «секрет»? Какой?
Дети немного отвлекаются, и мы вместе размышляем над вопросом. Выясняется, что, например, у всех жирафов шея длинная, у
белочек хвост пушистый. Все слоны большие. Но большие
и бегемоты. В чем же секрет слонов? Очень
просто: в хоботе! У каждого слона есть хобот. Есть зверята, которые совсем не похожи друг на друга, но и они имеют общие секреты. Например, у страусов и зайцев есть что-то похожее.
Что?
— Они
быстро бегают. Да! У них длинные ноги.
— Не
совсем... У страуса длинные ноги. А вот
у зайца не очень...
— У
зайца длинные уши, — догадывается Лиза, — у
них секрет в длинности!
В процессе работы некоторые дети просят поменять формат бумаги или цвет, кто-то, как правило, не успевает. Предложите закончить работы в группе, а потом можно повесить их на видное место. Еще и еще раз скажите, что рисунки получились красивые, что на бархатной полянке
хорошо всем зверятам.
|