Форма входа

Вопросы психолога

Нужен ли детскому саду психолог?
Всего ответов: 422

Статистика сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Праздник дня

Поиск по сайту

Главная » Статьи » Мои статьи

Как помочь ребенку в период адаптации в ДОУ?
     Как помочь ребенку в период адаптации  
                         в   ДОУ?
  При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, ребенок отказывается играть с другими детьми, часто болеет.
Характер адаптации зависит от нескольких факторов:
1.Возраст (труднее всего переносят изменения условий жизни детей 1.5 до 2.5 годиков);
2.Состояния здоровья и уровня развития ребенка;
3. Биологического и социального анамнеза ( протекание беременности матери, осложнения при родах; условия, обеспеченные ребенку после рождения- режим дня, питание, игры; заболевания в течение трех месяцев жизни.
В детском саду у многих воспитателей сложилось упрощенное представление об эмоциональных реакциях детей, детей, впервые пришедших в детский сад. Они считают, что плач и капризы – результат избалованности и изнеженности в семье. Многие вообще не видят здесь проблемы: «Плохо ребенку в детском саду? Плачет? Ничего страшного поплачет и перестанет». В таких случаях процесс привыкания затягивается, и у ребенка формируется защитно-оборонительная реакция, и как следствие, негативное отношение к детскому саду.
Чтобы этого не произошло, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2. Работа с родителями.
3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, поправленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок» и обязательно включающие игры и упражнения.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла и уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, немного легче пройдет адаптация.
Практически любой ребенок в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы дошкольнику было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшат помещение, сделают его более уютным красивые занавески на окнах.
Ребенок еще не владеет речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами,- никаких внешних причин для этого нет.
Психологи и физиологи установили, что изо деятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумаге свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у него возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющие толстые линии, а так же рисование на больших ватманах красками
( пальчиками или большой кистью). Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка,-тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно. Наиболее эффективно будет если родители постараются и дома тоже создавать условия для художественного творчество, так ребенок выплеснет наибольшее количество негативных эмоций.
Умиротворяющей действует на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок экспериментирования( песочный столик, емкость для воды,). Для многообразных и увлекательных игр используется небьющиеся посуда разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети моют в воде игрушки, купают резиновых кукол, пускают кораблики. В такие же игры стараются играть дома родители.
Как показывает наблюдение, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон, хотя есть исключения из правил, когда ребенок просто плохо ест. Проблемы со сном связаны не только внутренним окружением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабится и уснуть.
В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленными в детском саду правилами. Перед сном ребенка можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательное отношение к новой обстановке.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослыми. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывания ребенка на руках дает ему чувство защищённости, помогает быстрее адаптироваться.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей.
Очень важное условие хорошей адаптации это когда родители соблюдают режим дня детского сада, каждый день рассказывать о том как хорошо в саду, какие хорошие воспитатели и дети там. А самое главное говорить ребенку, когда отводишь в садик, что ты обязательно за ним придёшь. Дошкольник не понимает для чего вы его туда привели, и почему уходите, ему все надо объяснять и он обязательно это поймет.
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
С уважением к вам психолог Давыдова Татьяна Викторовна
Категория: Мои статьи | Добавил: татьянка (04.03.2012) | Автор: Татьяна E
Просмотров: 968 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 3
3 светлана  
0
СПАСИБО.Адабтация ребенка к доу очень интересная тема.Многое возьму себе на заметку.

2 танюшка2  
1
огромное спасибо, это очень хорошая статья особено для педагогов и родителей

1 ирина  
1
спасибо, я обязательно учту все ваши рекомендации!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter Продленка Банк Интернет-портфолио учителей Детский психолог                                       
Сайт Никнейм pedagog-psiholo зарегистрирован!
Каталог сайтов