Форма входа

Вопросы психолога

Нужен ли детскому саду психолог?
Всего ответов: 422

Статистика сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Праздник дня

Поиск по сайту

Главная » Статьи » Мои статьи

Игротерапия

                                                                       Игротерапия

Добрый день дорогие читатели! Сегодня мы поговорим о том, как с помощью игры можно преодолеть страх.
Что же такое игра? И как с ее помощью можно преодолеть страх?
Игра - способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Игра - это движение, победа, радость, удовольствие… Игра для ребенка - дело серьезное, поэтому и относиться к ней надо соответствующим образом.
Предметная игра строится вокруг предмета, ролевая - на каком-либо образе. Смешанные игры - предметно-ролевые, когда мальчик, катая машинку, воображает себя шофером, а девочка, играющая с куклой, видит себя мамой. В спонтанной игре содержание предопределено самими детьми, в организованной существует определенный набор правил, ограничений, игра направляется взрослыми или сверстниками.
Игра, как и рисование, позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе в общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние.
    К тому же игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование.
   Игра невозможна без риска, и нежелание быть последним, проигравшим, так же, как и надежда на победу, представляет собой моделирование, репетицию возможных жизненных ситуаций, что позволяет лучше адаптироваться к ним в реальной жизни.
     Как естественный способ выражения "я”, укрепления уверенности в себе игра будит активность ребенка, его инициативу и самостоятельность, развивает умение владеть эмоциями и принимать решения. Взятие на себя роли означает принятие определенных правил, то есть возникает чувство ответственности.
   Когда в игре все удается, у детей появляются чувство удовлетворения, эмоциональное насыщение игрой, при неудачах же возникает чувство вины и досады, заставляющее более критически взглянуть на себя и как-то перестроиться, измениться.
    Рисование, фантазирование, сочинение всяких историй можно считать аналогом игры.  Ребенок,  включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения, постоянно соразмеряя свое поведение с требованиями группы. Подражание в игре любимым героям, бесстрашным летчикам, морякам помогает побороть страх и испуг, неизбежные в любой игре.

Цель психологически направленных игр состоит, в первую очередь, в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их коррекция, если они уже входят в характер ребенка.
.
А какие же игры можно использовать в преодолении страхов?

                                              «Кто первый».

Цель: быстрое принятие решения, страх  быть первым. Суть: в середине комнаты ставятся два стула, между ними остается проход, через которых может пройти или пролезть только один человек. Играющие встают на четвереньки у стены, лицом к стульям. Руки у них находятся на стартовой линии, как на спортивных соревнованиях, и любое движение раньше считается нарушением, влекущим за собой замечание, а при повторении ошибки – выбывание на время из игры. Как только будет дан заранее обусловленный сигнал можно, начинать движение, причем ползком. Ползти нужно до стульев, между ними и обогнув один из них, вернуться обратно, прикоснувшись рукой к стене или стартовых слов применяется не одно, а два слова (лягушка прыгает, синий-красный, веселые человечки). Как дети вели себя в игре. Многие дети хотели начать игру не дослушав до конца сигнал, что можно начинать. Когда они ползли, сбивали друг друга, и каждый боялся не быть первым. Другие начинали игру вовремя, никого не толкали, и им было все равно, будут они первые или нет.

                                               «Быстрые ответы»

Цель: Снятие торможения, возникающее при внезапных вопросах. Развивает сообразительность, находчивость.

Суть: Игровое пространство заранее разделяется предметами на небольшие квадраты, по одну сторону которых находится ведущий, а по другую – стоящие рядом остальные участники. Ведущий вначале взрослый, задает поочередно каждому посильные для его возраста вопросы и ждет ответа в течение произносимого вслух счета – 1,2,3. Ограничение времени создает стрессовую ситуацию, поскольку после счета три, ответ признается недействительным. При подходящем ответе произносится перемещение участника игры вперед на один шаг. Ведущий должен незаметно направлять игру так, чтобы не допустить чрезмерного опережения или отставания других. Как дети вели себя в игре. Многим детям поначалу было тяжело быстро отвечать на заданные им вопросы. И они расстраивались или не могли на них отвечать. Но через некоторое время у них стало получаться отвечать быстро и правильно на заданный им вопрос. Хотя были и такие дети, которым было тяжело отвечать на заданные им вопросы из-за счета, который вслух произносил ведущий. Они сосредотачивали свое внимание не на вопросе, а на счете. И ребята просили ведущего, чтоб он считал про себя. Но со временем они стали отвечать быстро, и проявили в игре находчивость

                                    «Прилипалки»

 Игра  для коррекции страха одиночества. Мама папа и ребенок прилипают ладонями друг другу, потом отлипают. Можно разнообразить и прилипать разными частями тела, спиной, локтями, стопами. Если много детей, можно разбить на пары, и устроить конкурс. Нарисуй маму. На улице надумаем шарик, а ребенок пусть нарисует на шарике ваше лицо. И отпустит шарик. Разгадай эмоцию. Ведущий показывает эмоцию: мечтательность, страх, интерес, боль, ужас, радость, веселье, гнев, интерес, тревога и т.д. негативные лучше чередовать с позитивными, как у меня например. Если детки постарше, пусть они сами показывают и отгадывают. Можно использовать карточки, и дети читают и видят изображение на карточке и подпись и показывают остальным. Выигрывает, то кто угадал больше. Естественно, некоторые они не смогут сразу отгадать, можно подсказывать, или задавать наводящие вопросы. Это игра способствует пониманию физиологии, и сбросу негативных эмоций по поводу самих негативных эмоций. Но, в принце любая игра, способна помощь детям избавиться от страхов. Играйте со своими детьми в игры . Собирайте большую компанию детишек. И пусть играют сами, если побольше, участвуйте в играх, или организовывайте их. Кроме того, как не странно в борьбе со страхами, можно применять видео игры.

"Сюрпризы"

Дети обожают сюрпризы. Пользуясь этим, можно постепенно приучать их к одиночеству. Готовьте друг другу сюрпризы. Для этого, естественно, нужно будет на какое-то время уединиться. Старайтесь, чтобы ваш сюрприз действительно обрадовал ребенка, и не скупитесь на выражение восторга, получая подарок от него. Тогда положительные эмоции заслонят страх, а если вы потом в присутствии родных или друзей похвалите малыша не только за золотые руки, но и за терпение и смелость, то не исключено, что на довольно долгое время "сюрпризы" станут его любимой игрой, и вскоре вы начнете испытывать нехватку новых идей. Советую поискать книги по оригами (японское искусство складывания фигурок из бумаги), а также освоить несложные фокусы. И то и другое, как правило, вызывает у детей живой интерес.

«Страх сказочных персонажей»

Это один из самых распространенных страхов, причем в последнее время он встречается особенно часто и приобретает особенно тяжелые формы. Ничего удивительного тут нет: нынешнее искусство для детей нельзя назвать щадящим. Еще не так давно С. Образцов, создатель знаменитейшего кукольного театра, на полном серьезе не рекомендовал родителям приводить пятилетних детей на спектакль "Красная Шапочка", считая, что образ волка может произвести на них слишком тяжелое впечатление. А теперь  дети часто смотрят не только мультфильмы, в которых действуют монстры, роботы-убийцы, вампиры, зомби и проч., но и боевики, триллеры и фильмы ужасов. Если добавить к этому компьютерные игры, герои которых тоже мало похожи на добродушных мишек, задумчивых осликов и милых поросят, то можно лишь поразиться, как при такой нагрузке на психику еще не все наши дети невротизированы. Поэтому даже к такому вроде бы безобидному детскому развлечению, как просмотр мультиков, сейчас следует относиться очень осторожно, и если ребенок подвержен страхам, не следует разрешать ему подпитывать свою фантазию образами монстров. Даже если он этого требует (среди детей нередко встречаются такие, которые, замирая от страха, не могут, тем не менее, оторваться от экрана, когда там показывают ужасы). Вы ведь не пойдете у него на поводу, если он потребует наркотиков или водки, а ведь в данном случае вред вполне сопоставим. В то же время не стоит забывать и о том, что страх сказочных персонажей и чудовищ подчас маскирует боязнь чересчур строгих, авторитарных или грубых родителей. И в этом случае вам придется менять свое поведение, иначе положительных сдвигов не будет, сколько бы вы ни потратили сил на коррекционные игры. Как определить такую боязнь? Ну, во-первых, попробуйте посмотреть на себя со стороны. Например, фиксируйте в течение недели, сколько раз в день вы делаете ребенку замечание и сколько раз хвалите его. Или поинтересуйтесь мнением окружающих, только не обижайтесь, если оно окажется для вас не совсем лестным. А потом пригласите в компанию еще одного-двух человек (желательно таких, у которых с ребенком нейтральные отношения) и разыграйте в куклах несколько сказок с участием отрицательных персонажей. Если при раздаче ролей ребенок будет упорно назначать вас на роль Бабы Яги, Волка и проч., я бы расценила это как повод к размышлению.
"Маски страха"

Этот прием используют очень многие психологи и психиатры. Детей просят сделать маску страха (или "кого-то страшного"), которой малыши потом по очереди пугают друг друга.
Эту игру нужно проводить на большом эмоциональном подъеме, не скупясь на шутки и смех, чтобы заглушить чувство страха, которое поначалу может овладеть детьми. Взрослым пугать ребенка не стоит. Лучше пригласить в гости одного-двух соседских ребятишек и тщательно дозировать игру. Не давайте малышам перевозбуждаться, а то резкий выплеск, страхов может привести к проявлениям агрессивности. Не настаивайте, если ваш ребенок будет отказываться играть роль боящегося и захочет только пугать (или наоборот). Затевайте игру примерно раз в неделю и через некоторое время он, скорее всего, заразившись примером товарищей, согласится исполнить обе роли (это важно для не только преодоления робости, но и чересчур критичного отношения к себе, нередко сковывающего поведение нерешительного ребенка).
Через два-три сеанса введите в игру новый элемент: пусть тот, кого пугают, прогонит страшную маску. Но только пантомимой. Следите, чтобы опять дело не дошло до рукоприкладства.
И ни в коем случае не допускайте, чтобы при дошкольниках рассказывались "страшилки" типа "Черная рука". Они популярны среди детей лет 9-12, и для них это своеобразная психологическая закалка, этакая "психотерапия детским фольклором", а на малышей подобные истории производят ужасное впечатление.

"Путешествие к Бабе Яге" (игра, предложенная А.И.Захаровым для детей 3-5 лет.)

Отправьтесь вместе с ребенком к Бабе Яге или Кощею. Соорудите из диванных подушек их жилище. Помните, что ребенок любит преодолевать препятствие. Поэтому надо, чтобы ваш путь лежал через горы и долины, реки и пропасти (нагроможденные табуретки, подушки, коврики и т.п.) Идите как можно смелее! Пусть ребенок угрожает Бабе Яге или Кощею, нападает на них. Потом поменяйтесь ролями. Теперь малыш будет восседать в роли Кощея на подушках. Встречаясь лицом к лицу с опасностью (пусть вымышленной) и даже побывав "в шкуре" злодея, ребенок перестанет его бояться. Но вы должны непременно его хвалить, подчеркиватьего смелость. (Таким образом, можно отправится в путешествие к любому сказочному персонажу.)

    


 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: татьянка (24.09.2012) | Автор: Татьянка
Просмотров: 970 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
1 Марина  
1
Спасибо мне очень интересно было почитать вашу статью. Творческих успехов

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter Продленка Банк Интернет-портфолио учителей Детский психолог                                       
Сайт Никнейм pedagog-psiholo зарегистрирован!
Каталог сайтов