РЕБЕНОК В СИТУАЦИИ РАЗВОДА
РОДИТЕЛЕЙ: ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Ежегодно
в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, т. е.
раскол
семьи переживают сотни тысяч детей. Развод - это стрессовая ситуация,
угрожающая
душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ситуация
развода в
семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и
не может быть
развода ни с отцом, ни с матерью
о внимание и доверие к
внутренним и внешним процессам; о
осмысление
себя, своего места и деятельности;
о баланс свободы и
ответственности, творчества и воспроизводства, развития и адаптации; о
гетерогенность
и гетерохронность развития.
• °
Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей
последующей жизни
ребенка.
«Битва» родителей в доразводный и послеразводный период приводит к тому, что
у
37,7% детей снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина дома, 17,4%
требует особого
внимания, 8,7% убегают из дома, у 6,5% возникают конфликты с друзьями. Как
утверждают
медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в детстве разлуку с
отцом
•
Вместе с тем многие психологи считают, что
иногда развод может расцениваться как благо, если
он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец
отрицательному
воздействию на его психику супружеских конфликтов. Но в большинстве случаев
расставание
родителей оказывает на ребенка травмирующее влияние. Причем большую
психологическую
травму наносит не сам развод, а обстановка в семье, предшествующая разводу.
•
Дети из неполных семей сталкиваются с
множеством психологических и социальных проблем, в
разрешении которых им нужна квалифицированная помощь профессионального
психолога .
•
Надо стремиться понять проблемы каждого
конкретного ребенка, понять, какое значение имеет
именно его способ реагирования на развод родителей, какие психические
процессы вступают в
действие и как могут эти предпосылки отразиться на будущем душевном развитии
ребенка .
•
Для исследования психоэмоционального
состояния, особенностей личностной сферы и семейных
предпочтений была составлена диагностическая программа из двух блоков..
•
1 блок: методики,
направленные на выявление психоэмоционального состояния и личностных
особенностей детей, оказавшихся в ситуации развода родителей.
•
1.1. Цветовой тест М. Люшера.
Цель: диагностика нервно-психического состояния, выявление
внутриличностных конфликтов.
•
1.2. «Несуществующее животное» М. 3.
Друкаревич. Цель: выявление особенностей личности.
•
1.3. «Лесенка характера» Дембо - Рубинштейн. Цель: исследование уровня самооценки.
•
2 блок: методики,
направленные на выявление семейных предпочтений:
•
2.1. Кинетический рисунок семьи
Берне Р. С., Кауфман С. X. Цель: изучение особен-ностей
восприятия ребенком семейных взаимоотношений.
•
2.2. Цветовой тест отношений М.
Эткинда. Цель: изучение эмоциональных компонентов
отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный,
так и
неосознаваемый уровень этих отношений.
•
2.3. Проективная игра «Почта» (модификация
теста Е. Антони и Е. Еине). Цель: изучение
эмоционального самочувствия ребенка в семье.
Этапы работы с ребенком и
его семьей.
1 .Первичная консультация:
■
знакомство с родителем, выяснение причины
обращения (запроса) на консультацию (без
присутствия ребенка);
■
знакомство с ребенком, установление контакта;
диагностика
психоэмоционального состояния и личностных особенностей ребенка
(начальный
этап обследования возможен в присутствии родителя). Примеч.: данная
диагностика может
быть проведена и на втором этапе работы с ребенком, если предварительный этап
- знакомство и
установление контакта - занял много времени. Однако рисуночные методики
помимо своей
|