Форма входа

Вопросы психолога

Нужен ли детскому саду психолог?
Всего ответов: 422

Статистика сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Праздник дня

Поиск по сайту

Главная » Файлы » Мои файлы

РЕБЕНОК В СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ: ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
02.07.2013, 12:10

РЕБЕНОК В СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ: ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, т. е. раскол
семьи переживают сотни тысяч детей. Развод - это стрессовая ситуация, угрожающая
душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ситуация развода в
семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть
развода ни с отцом, ни с матерью

о внимание и доверие к внутренним и внешним процессам;
о
осмысление себя, своего места и деятельности;

о баланс свободы и ответственности, творчества и воспроизводства, развития и адаптации;
о
гетерогенность и гетерохронность развития.

   ° Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни

ребенка. «Битва» родителей в доразводный и послеразводный период приводит к тому, что у
37,7% детей снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина дома, 17,4% требует особого
внимания, 8,7% убегают из дома, у 6,5% возникают конфликты с друзьями. Как утверждают
медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в детстве разлуку с отцом

         Вместе с тем многие психологи считают, что иногда развод может расцениваться как благо, если
он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному
воздействию на его психику супружеских конфликтов. Но в большинстве случаев расставание
родителей оказывает на ребенка травмирующее влияние. Причем большую психологическую
травму наносит не сам развод, а обстановка в семье, предшествующая разводу.

         Дети из неполных семей сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем, в
разрешении которых им нужна квалифицированная помощь профессионального психолога .

         Надо стремиться понять проблемы каждого конкретного ребенка, понять, какое значение имеет
именно его способ реагирования на развод родителей, какие психические процессы вступают в
действие и как могут эти предпосылки отразиться на будущем душевном развитии ребенка .

         Для исследования психоэмоционального состояния, особенностей личностной сферы и семейных
предпочтений была составлена диагностическая программа из двух блоков..

         1 блок: методики, направленные на выявление психоэмоционального состояния и личностных
особенностей детей, оказавшихся в ситуации развода родителей.

         1.1. Цветовой тест М. Люшера. Цель: диагностика нервно-психического состояния, выявление
внутриличностных конфликтов.

         1.2. «Несуществующее животное» М. 3. Друкаревич. Цель: выявление особенностей личности.

         1.3. «Лесенка характера» Дембо - Рубинштейн. Цель: исследование уровня самооценки.

         2 блок: методики, направленные на выявление семейных предпочтений:

         2.1. Кинетический рисунок семьи Берне Р. С., Кауфман С. X. Цель: изучение особен-ностей
восприятия ребенком семейных взаимоотношений.

         2.2. Цветовой тест отношений М. Эткинда. Цель: изучение эмоциональных компонентов
отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, так и
неосознаваемый уровень этих отношений.

         2.3. Проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е. Еине). Цель: изучение
эмоционального самочувствия ребенка в семье.

Этапы работы с ребенком и его семьей.

1 .Первичная консультация:

   знакомство с родителем, выяснение причины обращения (запроса) на консультацию (без
присутствия ребенка);

      знакомство с ребенком, установление контакта;

  диагностика психоэмоционального состояния и личностных особенностей ребенка

(начальный этап обследования возможен в присутствии родителя). Примеч.: данная диагностика может
быть проведена и на втором этапе работы с ребенком, если предварительный этап - знакомство и
установление контакта - занял много времени. Однако рисуночные методики помимо своей


диагностической цели способствуют установлению контакта с ребенком и вызывают интерес к взаимодействию.

2.  Диагностика выявления семейных взаимоотношений и предпочтений членов семьи ребенком в форме индивидуального занятия с ним. На данном этапе работы присутствие родителя нежелательно, чтобы избежать влияния на ребенка при выполнении диагностических заданий, тем более что контакт с ребенком уже установлен на предыдущем этапе работы и тревога перед ситуацией занятия с психологом в определенной степени снята.

3.  Консультация родителя по результатам диагностического обследования ребенка. На данном этапе работы психолог знакомит родителя с полученными результатами обследования ребенка, обозначает выявленные проблемы, обсуждает с родителем семейную ситуацию и ее влияние на ребенка, дает рекомендации по преодолению выявленных проблем.

Результаты исследования психоэмоциональных особенностей детей, переживших раз-вод в конфликтном и «благополучном» варианте, и сравнение этих особенностей показывают, что при «благополучном» разводе, когда родители за своими осложнившимися отношениями не забывали о присутствии ребенка в их жизни и заботились о его психологическом состоянии, дети более здоровы и личностно сохранны. Психоэмоциональное состояние и личностные особенности детей, оказавшихся вовлеченными в конфликт родителей, отличаются высоким уровнем напряженности, тревожности, у этих детей часто отмечается нарушение поведения в виде агрессивных реакций, а также наличие невротических реакций и вредных привычек.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что последствия развода для ребенка будут менее травматичны, если родители учтут все обстоятельства, которые сказываются на психическом развитии ребенка в подобной ситуации.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: татьянка
Просмотров: 5432 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter Продленка Банк Интернет-портфолио учителей Детский психолог                                       
Сайт Никнейм pedagog-psiholo зарегистрирован!
Каталог сайтов