Актуальность. Дошкольное детство –
уникальный период жизни человека: в
течение первых семи лет ребёнок
осваивает знания, умения и навыки, накопленные человечеством за
тысячелетия. Для освоения этого опыта
есть 2 пути: первый, более лёгкий, с помощью взрослого – «учителя».
Второй, более сложный, освоить опыт
самому, путём проб и ошибок в результате поиска. Этот путь способствует
становлению Человека - Творца. Формирует
такие качества личности как инициативность, самостоятельность и активную
жизненную позицию.
Мы работаем с детьми старшей группы. В этот период дети крайне
отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого, считая себя
уже большими, что имеет принципиальное значение для развития самостоятельности
и независимости, творчества и для формирования полноценной личности с высокой
самооценкой и самоуважением. Дети гораздо выше ценят собственные достижения,
чем те, которые были получены с помощью взрослого. Развитие детского
творчества является актуальной проблемой, так как требуют воспитания у детей
творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности
мышления. Мы должны воспитывать у наших
детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию — те качества,
которые находят яркое выражение в творчестве детей. Творчество( креативность ) - активная,
целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то
новое, оригинальное.
По мнению ряда современных психологов,
лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Занятия с
детьми способствуют развитию не только
творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, мышления и памяти детей. Поэтомуформирование творческой личности-
одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Предмет исследования:
творческие способности детей старшего дошкольного возраста. Проблема исследования: Развитие творческих способностей, как
сознание самого себя. Гипотеза исследования: Мы
предполагаем, что условиями для развития творческих способностей детей
является:
- образовательная деятельность;
- социализация;
- образовательная среда;
- коммуникации;
- проблемные ситуации. Методы исследования: - Применение нетрадиционной техники и материалов;
- Игры и упражнения способствующие формированию сенсорного опыта;
- Беседы;
- Дидактические игры;
- Наблюдения за действиями и отношениями взрослых и детей в социуме;
- Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям
возможность осваивать опыт поведения и доброжелательного отношения к
сверстникам и близким взрослым;
- Общение и совместная деятельность с
воспитателем как средство установления доверия, обогащения социальных
представлений и опыта взаимодействия;
- Чтение стихов, сказок на тему дружбы, самостоятельности. Вывод: Мы пришли к выводу, что
образовательная среда, социализация, проблемные ситуации, коммуникации,
образовательная деятельность способствовала развитию творческих способностей
детей, как осознание самого себя.
Все этапы проекта прошли через разные
виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к
каждому ребёнку.
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость творческого
воспитания детей, формированию добрых чувств у дошкольников. Родители и
воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения творческого
развития дошкольников. Проект заинтересовал
детей и взрослых, сплотил родителей и детей в творческих процессах. Дети
научились выполнять задания самостоятельно; грамотно и полно отвечать на заданные вопросы, в своих
ответах - фантазировать, воображать, логически мыслить; стали уверенными в себе; научились эмоционально
выражать свои чувства на занятиях.
Педагоги самореализовались в педагогической деятельности.
Развитие у детей воображения и творческого мышления (беседы, игры, стихи,
сказки, поделки, аппликации, рисунки).