Памятка для педагогов по консультированию родителей.
1.Сделайте так, чтобы родители чувствовали себя комфортно и непринужденно, но в тоже время сохраняйте деловую манеру общения. Соблюдайте конструктивную дистанцию, помогающую оптимальному общению. Для ободрения используйте короткие фразы, означающие согласие, понимание и побуждающие родителей продолжить повествование. Слова: «Да…»,»Понимаю…», «Конечно…», «Продолжайте», «Так», «Угу»,- приглашают говорить свободно и непринужденно. Они означают «Продолжайте, я нахожусь с вами и внимательно вас слушаю». Помехами в эффективном взаимодействии служат фразы: «Давайте быстрее…», «Говорите, я слушаю…», «Это кто вам сказал?». 2.При работе с семьей вы отвечаете за свои знания и технологию доступа к разрешению проблем, а родители отвечают за собственную активность, искренность и желание осуществить изменения своего ролевого поведения. Четко представляйте границы своей компетентности. При недостатке мотивации у родителей («Да, мы хотим, чтобы проблема решилась, но не хотим прилагать к этому никаких усилий») помните, что у вас нет волшебной палочки для решения проблем семьи. Используйте свое умение делиться сомнениями и говорить правду самому себе: «Что я могу сделать и с чем я не могу справиться». 3.Обращайтесь к членам семьи за помощью и советом. Вам помогут вопросы: «Как раньше вы справлялись с трудностями, что вам помогало?»; «Чего вы еще не делали, чтобы решить проблему?»; «Как вели себя значимые для вас люди, оказавшись в подобной ситуации?» и т.п. практически каждая семья знает решение своей проблемы, и вам необходимо помочь семье принять правильное решение. 4.Ваша задача- помочь семье посмотреть на свои проблемы со стороны, акцентировать и обсудить те стороны, которые, будучи источником трудностей, обычно не осознаются и поэтому не контролируются. Обсуждайте положительные и отрицательные стороны сложившихся стереотипов поведения ( «Что самое плохое для вас в в сложившейся ситуации?»). используйте специальные задания, упражнения, тесты для раскрытия актуальных и потенциальных возможностей родителей, для того чтобы помочь им яснее и четче осознать свою проблематику. 5.Основное внимание в процессе консультирования обращайтесь на анализ сложившейся ситуации, особенности ролевого взаимодействия, поиск личностных ресурсов родителей и обсуждение способов разрешения проблем. Осуществляете с родителями совместный поиск новых шаблонов поведения- «веера решений» |